• Признание граждан малоимущими при постановке на учет

    Закрыть ... [X]

    Правобережный районный суд г. Липецка — Принятые судебные акты


    Дело № 2-1569/2011


    РЕШЕНИЕ


    Именем Российской Федерации


    18 августа 2011г. г. Липецк
    Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
    председательствующего судьи Парахина С.Е.,
    при секретаре ФИО12
    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Скрыльникова ФИО13 к Федеральной службе исполнения наказаний России, УФСИН России по Липецкой области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признание граждан малоимущими при постановке на учет включении в список получателей государственных жилищных сертификатов, обязании включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2012г., о предоставлении жилищного сертификата,


    УСТАНОВИЛ:


    Истец Скрыльников В.Н. обратился в суд с иском к УФСИН России по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в список получателей государственных жилищных сертификатов, обязании включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011г., о предоставлении жилищного сертификата. В обоснование заявленных требований указывал, что 08.04.2011г. им был подан рапорт о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» для получения государственного жилищного сертификата. Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Липецкой области от 22.04.2011г. ему было отказано в постановке на учет в качестве гражданина нуждающегося в жилом помещении и включении в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2011г. Отказ был обоснован тем, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, после 01.03.2005г. УФСИН утратило возможность принятия сотрудников на жилищный учет. Поскольку он не состоит на жилищном учете в УФСИН, то не имеется оснований для включения в список кандидатов на участие в программе.
    Считал данный отказ необоснованным, поскольку ЖК РФ предусматривает установление очередности с 01.03.2005г. для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в то время как предоставление жилищных сертификатов предполагает предоставление денежных средств за счет федерального бюджета для приобретения жилья в собственность специальной категории граждан. Он в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения как малоимущий гражданин управлением по учету и распределению жилья администрации г. Липецка с 24.07.2006г. Проживает совместно с сыном в комнате общежития общей площадью 18,3 кв.м., что ниже учетной нормы площади жилого помещения в г. Липецке 13,5 кв.м. На праве собственности квартиры не имеет, жилищный сертификат ранее не получал. Срок службы в органах уголовно-исполнительной системы составляет более 12 лет с 24.06.1999г., ранее с 16.05.1980г. по 01.02.1999г. проходил службу в Вооруженных силах. Получает денежное довольствие за счет средств федерального бюджета и увольняется по достижению предельного возраста пребывания на службе, имея выслугу лет по состоянию на 01.06.2011г. в календарном исчислении 30 лет 07 месяцев, в льготном 36 лет 05 месяцев.
    Истец просил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Липецкой области от 22.04.2011г. об отказе признания Скрыльникова В.Н. как гражданина нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2011г.; обязать УФСИН по Липецкой области включить Скрыльникова В.Н. в список сотрудников УФСИН по Липецкой области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011г.; обязать ФСИН России предоставить Скрыльникову В.Н. жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в числе лиц претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011г.
    Определением суда от 05.07.2011г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
    В последующем истец уточнил заявленные требования, просил признать за собой право на получение государственного жилищного сертификата; признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Липецкой области от 22.04.2011г. об отказе признания Скрыльникова В.Н. как гражданина нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2012г.; обязать УФСИН по Липецкой области включить Скрыльникова В.Н. в список сотрудников УФСИН по Липецкой области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2012г.; обязать ФСИН России предоставить Скрыльникову В.Н. жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в числе лиц претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2012г.
    В судебном заседании истец Скрыльников В.Н. исковые требования поддержал, основываясь на доводах искового заявления. Дополнительно объяснил, что он состоит как малоимущий на учете в Управлении по учету и распределению жилья, является сотрудником УФСИН России по Липецкой области, его заработная плата финансируется из федерального бюджета. Как гражданин, имеющий право на получение на получение сертификата, он обратился в УФСИН России по Липецкой области, за постановкой на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении и включении в список получателей государственных жилищных сертификатов. Просил внести в списки в 2011г., для того чтобы имел возможность получить жилищный сертификат в 2012 году. Решением ЖБК УФСИН России по Липецкой области от 22.04.2011г. в данном было отказано. Однако, основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», установленные п. 22 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов, отсутствуют. Он служит в органах уголовно-исполнительной системы более 10 лет, занимаемая должность финансируется из федерального бюджета, имеется основания для увольнения по достижению предельного возраста. Считал отказ ЖБК УФСИН России по Липецкой области формальным, так как УФСИН Липецкой области не исполняет надлежащим образом возложенные на него обязанности. Довод ответчика о снятии с УФСИН России по Липецкой области обязанности ведения учета граждан - сотрудников уголовно-исполнительной системы, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснован. Факт нуждаемости его семьи в улучшении жилищных условий подтвержден и не оспаривался ответчиками. Право на улучшение жилищных условий с использованием выплат за счет средств федерального бюджета ранее не реализовывалось. ЖК РФ с 01.03.2005г. предусматривает установление очередности только на предоставление по договорам социального найма жилых помещений. Предоставление жилищных сертификатов гражданину предполагает предоставление денежных средств за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья в собственность специальной категории граждан.
    Представитель истца по ордеру ФИО4 поддержала своего доверителя, основываясь на доводах искового заявления.
    Представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности ФИО5 исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменных объяснениях на иск. Из отзыва на исковое заявление следует, что соответствии с п. 3 приказа ФСИН РФ от 04.06.2007 № 287 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе» для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению № 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка. УФСИН России по Липецкой области было рассмотрено заявление истца на заседании ЖБК 22.04.2011г. Отказ в постановке на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении и включении в список получателей ГЖС на 2011г. был обусловлен тем, что на жилищном учете в УФСИН ранее истец не состоял, а после 01.03.2005г. УФСИН утратило возможность принятия сотрудников на жилищный учет. Основания для включения Скрыльникова В.Н. в списки кандидатов на участие в программе отсутствуют.
    Представитель ответчика ФСИН России по доверенности ФИО6 исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменных объяснениях на иск. В отзыве на исковое заявление ответчик ссылался на п. 3 приказа ФСИН РФ от 04.06.2007 № 287. указывал на то, что отказ в постановке на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении и включении в список получателей ГЖС был обусловлен тем, что на жилищном учете в УФСИН ранее истец не состоял, а после 01.03.2005г. УФСИН утратило возможность принятия сотрудников на жилищный учет. Истец в федеральном органе исполнительной власти в очереди на улучшение жилищных условий не состоит. Обратившись в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Скрыльников В.Н. воспользовался своим правом выбора, предоставленным ст. 52 ЖК РФ.
    Представитель третьего лица управления по учету и распределению жилья администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, третье лицо извещено своевременно, надлежащим образом о времени и месте слушания дела, причину неявки суду не сообщили.
    Суд, выслушав объяснения истца Скрыльникова В.Н., его представителя по ордеру ФИО4, представителя ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности ФИО5, представителя ответчика ФСИН России по доверенности ФИО6, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.


    Право граждан на жилище относится к числу их основных прав. Оно закреплено в ст.40 Конституции РФ.


    В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
    Согласно ч.1 и ч.2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
    В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
    Статья 56 ЖК РФ определяет основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
    Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
    Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
    В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
    Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
    По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента РФ от 28.01.1998 г. N 102 Программе придан статус президентской.
    Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
    Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
    Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
    Порядок выпуска государственных жилищных сертификатов и предоставления субсидий сотрудникам милиции осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 ( далее Правил).
    Данными Правилами предусмотрено, что сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
    В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011- 2015г.г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы». Данным постановлением предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы".
    Самой Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы предусмотрено, что мероприятия Программы, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а также в рамках мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, к которым отнесены и сотрудники федеральной службы исполнения наказаний. В рамках программы будут полностью исполнены государственные обязательства (обеспечению жильем: граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц; граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе «Байконур» и подлежащих отселению.
    Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
    Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
    В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
    В п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов определены категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, к которым в числе других отнесены граждане, увольняемые со службы (подпункт «а»), уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. (подпункт "г").
    Условие о постановке перечисленных в подпункте "г" пункта 5 Правил категорий граждан на жилищный учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г. основано на положениях абзаца второго пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
    Указанная дата -1 января 2005 г. является днем вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым льготы в натуральной форме заменены на денежные компенсации, предоставляемые в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
    Категории военнослужащих, сотрудников федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в вышеназванной подпрограмме, перечислены не в подпункте «г» пункта 5 Правил, а в подпункте "а" пункта 5 Правил, к которым относятся и истец. В связи с этим сотрудники федеральной службы исполнения наказаний, увольняемые со службы после 1 января 2005 г., имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил.
    Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (службы).
    Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:
    а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
    б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
    в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
    Суд считает, что истец имеет право на включение его в число лиц, изъявивших желание на получение жилищного сертификата, признавая за ним такое право суд исходит из того, что он отвечают условиям и требованиям, установленным Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
    Судом установлено, что полковник внутренней службы Скрыльников В.Н. является сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходит службу в должности заместителя начальника по кадрам ФКОУ ДПО «Межрегиональный учебный центр УФСИН России по Липецкой области». Указанная должность финансируется за счет средств федерального бюджета. Согласно представленной справке общая продолжительность военной службы и службы в органах уголовно-исполнительной системы Скрыльникова В.Н., по состоянию на 01 июня 2011г. составила 30 лет 07 месяцев, в льготном исчислении 36 лет 05 месяцев, при этом в органах уголовно-исполнительной системы истец служит с 24.06.1999г.
    В соответствии с п. б. ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N117-ФЗ настоящее Положение распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы), Скрыльников В.Н. 13.12.1961 года рождения, имеет основание для увольнения по достижении предельного возраста. Ст. 59 указанного Положения установлено, что полковник внутренней службы может состоять на службе до достижения возраста 50 лет.
    В соответствии с п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее-подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ( в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагаются документы, указанные в подпунктах «а-е» пункта 19 Правил.
    Судом установлено, что 08.04.2011г. истец Скрыльников В.Н. обратился с рапортом на имя начальника УФСИН России по Липецкой области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указывая о том, что состоит на учете малоимущих граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Управлении по учету и распределению жилья администрации г. Липецка, очередь №9702.
    По данным ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» и Управления Росреестра по Липецкой области по состоянию на 2011г. у Скрыльникова В.Н. частного дома и квартиры не значится. С 20.05.2004г. Скрыльников В.Н. зарегистрирован по адресу:,. Общая площадь комнаты составляет 18,3 кв.м., в том числе жилая 13,1 кв.м. В данной комнате с 02.05.2006г. зарегистрирован и сын истца Скрыльников Ю.В., который также не имеет на праве собственности квартиры или жилого дома. Как следует из постановления МУП «ГУК г. Липецка» от 10.08.2004г. №1230 договор социального найма неприватизированной комнаты № в общежитии для малосемейных был расторгнут с основным нанимателем ФИО8 и заключен со Скрыльниковым В.Н. Договор социального найма с истцом был заключен ООО «ГУК «Центральная» 27.04.2006г.
    По сообщению военного комиссариата Липецкой области военнослужащие, прибывшие в Липецкую область для постановки на воинский учет после увольнения в запас, не обеспеченные жилой площадью в период прохождения военной службы, учитывались в комитете по учету и распределению жилья, где изъявили желание проживать после увольнения с военной службы. Информации по обеспечению жильем при увольнении в запас Скрыльникова В.Н. в военном комиссариате нет. Последнее его место прохождения военной службы и увольнение - войсковая часть 95852. Из справки ФГ КЭУ 43 эксплуатационно-техническая комендатура (войсковая часть 62681) следует, что Скрыльников В.Н. проживал в по 27.02.2011г., квартира сдана установленным порядком органам военного управления. Данное также подтверждается копией акта от 26.02.2001г.
    Скрыльников В.Н. состоял в браке с ФИО9 07.05.2004г. по 30.11.2004г., что подтверждается справкой о заключении брака №862 и свидетельством о расторжении брака. Его бывшей супруге, на основании договора купли-продажи от 27.12.2003г., принадлежит на праве собственности 1/2 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу:, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права. Из данных ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» и Управления Росреестра по Липецкой области не следует, что за ФИО9 зарегистрировано на праве собственности недвижимое имущество, нажитое во время брака со Скрыльниковым В.Н. Показаниями свидетеля ФИО9, данными в судебном заседании также подтверждается отсутствие совместно нажитого с супругом Скрыльниковым В.Н. недвижимого имущества.
    Из справки выданной управлением по учету и распределению жилья администрации г. Липецка от 07.02.2011г. следует, что Скрыльников В.Н. состоит на учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 24.07.2006г., субсидию на приобретение или строительства жилья не получал.
    Согласно ответу УФСИН России по Липецкой области от 16.05.2011г. жилищно-бытовая комиссия УФСИН приняла решение в удовлетворении просьбы Скрыльникова В.Н. отказать. В обоснование указано, что после 01.03.2005г. УФСИН утратило возможность принятия сотрудников на жилищный учет, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органом местного самоуправления. Поскольку Скрыльников В.Н. не состоит на учете в УФСИН, оснований для включения в список кандидатов на участие в программе «Жилище» не усмотрели. Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Липецкой области от 22.04.2011г. следует, что комиссия не усмотрела оснований для включения Скрыльникова В.Н. для включения в список кандидатов на участие в программе, так как он не состоит на жилищном учете в УФСИН. Поскольку в связи с принятием ЖК РФ УФСИН России по Липецкой области утратил возможность принятия сотрудников на жилищный учет, то также не нашла комиссия оснований для принятия положительного решения для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь.
    В судебном заседании 19.07.2011г., допрошенный в качестве свидетеля заместитель председателя жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области ФИО10 подтвердил, что истцу было отказано в постановке на жилищный учет и принятии заявления на участие в федеральной целевой программе «Жилище», поскольку с 2005г., в соответствии с требованиями ЖК РФ, учет лиц имеющих право на получение жилья по договорам социального найма, ведется в органах местного самоуправления.
    Суд считает, что исходя из представленных доказательств по делу, истец Скрыльников В.Н. по выслуге лет и по основаниям увольнения подпадает под категорию граждан, которые имеют право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
    Нуждаемость истца в жилом помещении подтверждается сведениями ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» и Управления Росреестра по Липецкой области и не опровергнута ответчиками. В ходе рассмотрения дела представители ответчиков не оспаривали того обстоятельства, что основания для отнесения истца к категории нуждающихся в жилом помещении имеются.
    Кроме того, представители ответчиков пояснили, что основанием для не включения истца в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, явилось не отсутствие у него нуждаемости в улучшении жилищных условий и необходимого стажа службы по должности, финансируемой из федерального бюджета, а ссылка на Жилищное законодательство, предусматривающее постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
    Ссылка ответчика на положения Жилищного Кодекса Российской Федерации в данном случае несостоятельна ввиду следующего.
    В соответствии со ст.6 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ (ч.1). Однако данная норма предусматривает установление очередности с 1 марта 2005 года только на такой вид обеспечения граждан жильем, как предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
    При этом основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма в муниципальном жилищном фонде, является, в соответствии с законом Липецкой области от 05.08.2005г. №208-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», признание гражданина малоимущим. Как следует из сообщения Советского отдела социальной поддержки населения департамента социальной защиты населения администрации г. Липецка, Скрыльников В.Н. признавался малоимущим с 14.07.2006г. по 16.11.2010г., он может утратить статус малоимущего в целях предоставления жилого помещения по договорам социального найма в случае, если доход семьи будет выше средней стоимости необходимого жилого помещения.
    Истец в судебном заседании объяснил, что желает улучшить свои жилищные условия путем получения жилищного сертификата.
    Предоставление жилищных сертификатов гражданину предполагает предоставление денежных средств за счет федерального бюджета для приобретения жилья в собственность, то есть это иной вид обеспечения жильем специальной категории граждан, которые указаны в вышеприведенных законодательных актах, к которым относятся и истец, как сотрудник федеральной службы исполнения наказаний.
    Акты, предусматривающие выдачу жилищных сертификатов увольняемым сотрудникам органов федеральной службы исполнения наказаний, не ограничивают таких лиц сроком введения в действие ЖК РФ с 01.03.2005г. Кроме того, сами эти акты приняты уже после введения в действие нового Жилищного Кодекса Российской Федерации.
    По смыслу и в соответствии с системным толкованием закона, право на получение жилищных сертификатов имеют не только увольняемые сотрудники федеральной службы исполнения наказаний, состоящие в очереди на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 г., но и иные лица, подпадающие под категорию граждан, предусмотренную подпунктом «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
    Иное противоречило бы принципу ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяющейся на всей территории РФ.
    Согласно п.п. «а» п.18 Правил выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
    Согласно п. 19 Правил для участия в программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участия в подпрограмме…
    Следовательно, заявление и постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в органах, которые осуществляют выдачу сертификатов. В данном случае такими органами являются органы федеральной службы исполнения наказаний - УФСИН России по Липецкой области, где проходит службу истец, в порядке установленной очередности. В федеральном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр управления федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области», где истец заместителем начальника по кадрам, отсутствует своя жилищно-бытовая комиссия, такая комиссия действует в УФСИН России по Липецкой области.
    Из Положения о жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области, утвержденного 10.11.2010г. следует, что оно разработано в целях соблюдения законности при рассмотрении вопросов жилищных отношений, расходовании средств федерального бюджета по оказанию безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство для сотрудников, работников и пенсионеров УФСИН России по Липецкой области и подразделений, непосредственно подчиненных управлению (п. 1.1). К полномочиям комиссии относится формирование списка очередности исходя из времени принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.3). Также, в соответствии с п. 2.6 Положения, комиссия проводит осуществление мероприятий по подготовке материалов для получения сотрудниками управления и подразделений УИС области «ГЖС», осуществляет принятие решения о включении сотрудников (бывших сотрудников) в список кандидатов на участие в программе «ГЖС», представление данных материалов в ФСИН России, получение и выдачу участникам программы именных бланков «ГЖС». Обеспечивает хранение личных дел участников программы «ГЖС» и ведение «Журнала учета выдачи «ГЖС» в соответствии с действующим законодательством.
    Очередность в списке невозможна без общей очередности на улучшение жилищных условий, потому суд считает, что решение жилищной комиссии о не постановке на очередь на улучшение жилищных условий является неправомерным. Действия ответчика по не постановке на учет истца в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не включению его в соответствующий список кандидатов на участие в программе «Жилище», являются необоснованными.
    Доводы ответчиков о том, что после вступления в силу ЖК РФ сотрудники органов исполнения наказаний для реализации права на получение государственного жилищного сертификата должны вставать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий исключительно в органах местного самоуправления, в связи с чем сама постановка истцов на учет по месту службы была бы ошибочной, суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
    С учетом изложенного, суд считает, что основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в список сотрудников УФСИН России, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью, имелись, следовательно, следует признать незаконным Решение от 22.04.2011г. (протокол №70) постоянно действующей жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области. Кроме того, данное решение необходимо для определения очередности истца на получение жилищного сертификата.
    Поскольку в результате неправомерных действий ответчиков истцу было отказано в реализации установленного федеральным законодательством права на получение государственного жилищного сертификата, его нарушенное право должно быть восстановлено путем признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении Скрыльникова В.Н. в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и с момента подачи рапортов в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующих на получение жилищных сертификатов в 2012г., возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России по предоставлению жилищных сертификатов во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в раках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующих на получение жилищных сертификатов в 2012 году.
    В соответствии с требованиями ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
    Согласно ст. 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
    В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы, присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
    В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
    Из материалов дела следует, что защиту интересов истца Скрыльникова В.Н. осуществляла адвокат ННО Коллегия адвокатов Липецкой области Липецкая областная коллегия адвокатов ФИО4 по ордеру от 0107.2011г. Как следует из письменного ходатайства истец в силу ст. 100 ГПК РФ просит взыскать с ответчиков в свою пользу 25 000 руб. на оплату услуг представителя. Из представленных суду квитанций от 28.06.2011г., 08.07.2011г., 26.07.2011г., 04.08.2011г., 18.08.2011г. следует, что истцом Скрыльниковым В.Н. в коллегию адвокатов было уплачено 25000 руб. 00 коп.
    По общему правилу условия договора определяются по усмотрению сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ). К их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя.
    Установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором. Суд не вправе вмешиваться в эту сферу, однако может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов. Неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.
    Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
    В тоже время, вознаграждение представителя может быть обусловлено достижением юридически значимого для доверителя результата, возникновение у него определенных прав либо их преобразования, освобождение от определенной обязанности и т.п. Успешное для доверителя завершение судебного дела относится к таким благам, соответственно выплата вознаграждения представителю в зависимости от исхода судебного процесса не противоречит гл. 49 ГК РФ.
    Оценивая объем работы проведенный представителем истца суд учитывает фактические обстоятельства дела, требования разумности, объем проделанной работы, участие представителя в судебных заседаниях 19.07.2011г., 02.08.2011г., 12.08.2011г, 18.08.2011г., подготовку ходатайств и подачу заявлений в различные органы в связи с рассмотрением дела, подготовку уточненного искового заявления, сложность рассматриваемого дела.
    Учитывая значимость защищаемого права и суммы возмещаемых услуг представителя, суд считает, что размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объектом защищаемого права. С учетом изложенного суд полагает взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 18 000 руб. с ответчиков в равных долях, по 9000 руб. 00 коп. с Федеральной службы исполнения наказаний России и УФСИН России по Липецкой области.
    С ответчиков также подлежит взысканию в пользу истца возврат госпошлины по 200 руб. 00 коп. с каждого.
    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд


    РЕШИЛ:


    Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области об отказе во включении Скрыльникова ФИО14 как нуждающегося в улучшении жилищных условий в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» в 2011г.
    Обязать УФСИН России по Липецкой области включить Скрыльникова ФИО15 в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
    Признать за Скрыльниковым ФИО16 право на получение государственного жилищного сертификата, обязав Федеральную службу исполнения наказаний России предоставить Скрыльникову ФИО17 жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2012г.
    Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России, УФСИН России по Липецкой области, в пользу Скрыльникова ФИО18, в счет возмещения расходов на представителя 18 000 руб., по 9000 руб. 00 коп. с каждого, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
    Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России, УФСИН России по Липецкой области в пользу Скрыльникова ФИО19 возврат госпошлины по 200 руб. 00 коп., с каждого.
    Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.


    Председательствующий


    Мотивированное решение изготовлено 26.08.2011г.



    Источник: http://fsin-russia.ru/index.php?showtopic=3423


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Как встать в очередь за социальным жильем Сценарий на корпоратив для тамады

    Признание граждан малоимущими при постановке на учет Признание граждан малоимущими при постановке на учет Признание граждан малоимущими при постановке на учет Признание граждан малоимущими при постановке на учет Признание граждан малоимущими при постановке на учет Признание граждан малоимущими при постановке на учет Признание граждан малоимущими при постановке на учет

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ


    orderlassixwaterpills.ru